История: 105 лет назад Екатеринбург стал оперной Меккой Урала


История: 105 лет назад Екатеринбург стал оперной Меккой Урала

Ровно 105 лет назад, 12 октября 1912 года, Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета впервые открыл двери для зрителей.

На самом деле история Екатеринбургского театра началась задолго до того, как был заложен первый кирпич в основание этого роскошного здания. В семидесятые годы XIX века сцена первого городского театра (ныне — кинотеатр «Колизей») принимала первоклассные столичные оперные антрепризы. Пройдя отличную зрительскую школу, в 1874 году местные любители этого жанра организовали музыкальный кружок, единственный на всю страну, по мнению прессы начала века, где собственными силами создавались роскошные оперные постановки, оживали сложнейшие музыкальные партитуры. Трепетная любовь и почитание оперы заставили тогда городские власти задуматься о строительстве собственного оперного театра. В 1912 году Новый городской театр открыл свой первый сезон оперой Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» (дирижер С. Барбини, режиссер А. Альтшуллер). Первый балетный спектакль («Волшебная флейта» Р. Дриго, балетмейстер — Ф. Трояновский) датирован 1914 годом (хотя наименование «Театр оперы и балета» появилось лишь в 1931 году).

Богатые традиции частных антреприз, гастрольных трупп и городских музыкальных кружков помогли театру быстро обрести уверенность и громкое имя. Через десятилетие в ряду периферийных театров молодой советской страны стал упоминаться и Екатеринбург (тогда Свердловск). Начиная с середины 1920-х годов Свердловский оперный театр приобретает известность и славу одного из лучших в стране, прежде всего благодаря постоянному присутствию в труппе талантливых музыкантов и исполнителей.

Во все времена в театре работали выдающиеся мастера. В Екатеринбурге начинали свой творческий путь певцы Сергей Лемешев, Иван Козловский, братья Пироговы, дирижер Арий Пазовский, режиссеры Владимир Лосский и Леонид Баратов. «Школа кадров» — такое определение закрепилось за труппой, которую не миновала участь всех провинциальных российских театров стать питомником молодых дарований. Не счесть числа «потерь»: артисты оперы Ирина Архипова, Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Евгения Алтухова, артисты балета Нина Млодзинская, Владимир Преображенский, Александр Томский, Нина Меновщикова. Среди последующих «утрат» дирижеры Кирилл Тихонов, один из основателей «Геликон-оперы», и Евгений Колобов, основатель «Новой оперы»; главный режиссер и художественный руководитель оперы Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Александр Титель; мировые звезды Владимир Огновенко и Галина Горчакова; солист Большого театра Андрей Григорьев; солист «Геликон-оперы» Андрей Вылегжанин; певица Елена Вознесенская, солистка «Русского балета» Марина Богданова и многие другие.

Пик восторгов екатеринбургской публики был связан сначала с именем талантливого дирижера Евгения Колобова, а затем с творческим тандемом дирижера Евгения Бражника и режиссера Александра Тителя. Евгений Колобов в Екатеринбургском театре оперы и балета провел самые счастливые годы своей биографии, годы, насыщенные подлинным творчеством, о результатах которого еще очень долго будут вспоминать любители оперного искусства и музыканты-профессионалы, коим посчастливилось стать свидетелями и сотворцами таких музыкальных событий, как постановки опер Андрея Петрова «Петр I» (дирижер Е. Колобов, режиссер Ю. Петров, художник М. Мукосеева) и Джузеппе Верди «Сила судьбы» (дирижер Е. Колобов, режиссер С. Штейн, художник И. Севастьянов). Спектакли «Борис Годунов» Модеста Мусоргского (дирижер Бражник, режиссер А. Титель, художник Э. Гейдебрехт), «Пророк» Владимира Кобекина (дирижер Бражник, режиссер А. Титель, художники Э. Гейдебрехт и Ю. Устинов), «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха (дирижер Бражник, режиссер А. Титель, художник В. Левенталь) были лучшими, из созданного союзом Александра Тителя и Евгения Бражника. Они закрепили на многие годы термин «свердловский феномен».

За последние годы Екатеринбургский театр оперы и балета доказал, что может ставить перед собой самые разнообразные творческие задачи и добиваться качественного результата. Осуществлены постановки опер «Евгений Онегин», «Мазепа», «Иоланта», «Алеко» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина, «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, «Трубадур», «Травиата», «Риголетто», «Фальстаф» Дж. Верди, «Мадам Баттерфлай», «Богема» Дж. Пуччини, «Дочь полка» Г. Доницетти, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Русалочка» А. Дворжака, балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Сотворение мира» А. Петрова, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Большой вальс» И. Штрауса.

Время постоянно что-то меняет в театре. Каждый театральный сезон приносит новые победы и достижения, рождает новые проекты и постановки. Из последних театральных премьер — «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Травиата» Дж. Верди, «Корсар» А. Адана, «Тоска» Дж. Пуччини, «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Мадам Баттерфлай» Дж. Пуччини, «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Любовь и Смерть» П. Бюльбюль оглы, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Гензель и Гретель» Э. Хампердинка, «Богема» Дж. Пуччини, «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Катя и принц Сиама» П. Овсянникова, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, «Баядерка» Л. Минкуса.

Текст и фото uralopera.ru


Источник ekburg.ru 12.10.2017

Возврат к списку